Если мы хотим применить на практике учение Дхармы, наиболее важным является развитие сострадания. Когда мы думаем о том, каким образом можно принести пользу другому человеку, мы практикуем Дхарму. В этом случае, куда бы мы ни шли, мы продолжаем накапливать добродетель, продолжаем накапливать сострадание.Обычные существа проводят все свое время пытаясь накопить богатство, собственность и тому подобное. Но если мы сможем осознать, что развитие сострадания приносит пользу нам самим и другим, то вместо стремления к реализации целей этой жизни, мы будем постоянно стремиться накапливать огромный запас сострадания. Если мы сможем развить сострадание даже к одному насекомому, это само по себе принесет обширные плоды.
Все страдания живых существ и все сострадание Будд взаимосвязаны. Когда я посещал Сваямбху, ступу в Катманду, там есть место, где собираются много нищих. Однажды, обходя ступу, я увидел собаку с огромной раной на теле, которая уже была заражена червями. В каждом, кто проходил мимо этой собаки и видел ее страдания, пробуждалось огромное сострадание. Видя эту собаку, никто не мог оставаться равнодушным. Я сразу же вспомнил историю Асанги, который, столкнувшись именно с такой собакой, развил огромное сострадание.
Я понял, что эта собака на самом деле была эманацией бодхисаттвы, появившейся в этом месте, чтобы предоставить людям возможность для развития подлинного сострадания. Каждый раз, думая об этой собаке, я снова и снова чувствую сострадание и предполагаю, что тоже самое чувствуют все люди, видевшие ее в тот день. Нам следует думать, что претерпевающие страдания очень добры к нам, потому что предоставляют нам возможность для развития сострадания, для увеличения сострадания.
— Гарчен Ринпоче, из новогодних учений 2000 года, в Институте Гарчена Ринпоче.
Drikung Community Ratnashri, Ukraine