«В тюрьме Кхенпо Мюнсел Ринпоче учил меня: «Степень твоей реализации станет понятной, когда ты столкнешься с трудными обстоятельствами. Ты не узнаешь ее, пока все хорошо». Когда вы оказываетесь в неприятной ситуации — испытываете огромную боль, возникновение сильных эмоций, только тогда вы узнаете уровень своей практики. Он добавлял: «Неблагоприятные обстоятельства выявят твои скрытые недостатки». Если вы в состоянии во время таких событий устойчиво поддерживать осознанность, и таким образом, не унесены силой эмоции, это будет показателем того, что вы приобрели опыт в практике.
Если бы вы, с большим усердием, практиковали бдительное осознавание всего один месяц и в течение этого времени старались распознавать даже самую тонкую мысль, не позволяя своему уму теряться в иллюзиях, то даже за такой короткий срок стали бы свидетелем больших перемен. Получив личный опыт наблюдения иллюзорной игры, вы более не были бы так сильно расстроены жестокими горестями. В действительности, существует лишь одно лекарство – бдительное осознавание. Это единственная эффективная защита, которая трансформирует как внешние, так и внутренние трудности».
— Гарчен Ринпоче
Кхенпо Мюнсел (1916 – 1993)
Варианты имен: Голок Мюнсел, Кхангсар Беньякма, Мюнсел, Нампо, Цултрим Гьяцо,
Тубтен Цултрим Гьяцо.
Кхенпо Мюнсел (mkhan po mun sel) родился в1916 году, в новолуние зимнего месяца года огненного дракона, пятнадцатого в шетидесятилетнем цикле, в Кхангсартсанг (khang gsar tshang) семье Чакмо Голок (lcags mo ‘go log) в Амдо (a mdo). Отец назвал его Нампо (gnam po) из Намганг (gnam gang), что означало «новая луна». Отца звали Кхангсар Нголо (khang gsar sngo lo) и мать – Джечунг За Ташикьи (bye chung bza’ bkra shis skyid), также известная как Трокхен Нгаванг (khro mkhan ngag dbang).
Когда мальчик был еще младенцем, Юнгшул Лама Сунгчок Дордже (g.yung shul bla ma gsung mchog rdo rje, d.u.) посетил их дом и опознал ребенка как воплощение великого мастера школы Ньингма, Лонгчен Рабжама (klong chen rab ‘byams, 1308-1364). Сунгчок Дордже предсказал, что ребенок будет устранять тьму невежества своих последователей, поэтому назвал его Мюнсел, «Устранитель Тьмы». Молодой Мюнсел был невероятно умнен, обучившись чтению и письму от Сенгшул Ламы Чоку (seng shul bla ma chos sku) в очень раннем возрасте. Видимо, он был также очень привлекательным молодым человеком, известным как Кхангсар Беньякма (khang gsar ban yag ma) — красавец Кхангсар.
В пятнадцать лет Мюнсел бул рукоположен в послушники (śrāmaṇera) Джампелом Гьяцо (‘jam dpal rgya mtsho) из монастыря Каток и получил имя Тубтен Цултрим Гьяцо (thub bstan tshul khrims rgya mtsho). По рекомендации Джампела Гьяцо он ушел в монастырь Каток и вскоре получил полные монашеские обеты (bhikṣu). Впоследствии он поступил в монастырский колледж Катока, Шедруб Норбу’и Лхунпо (bshad sgrub norbu’i lhun po), и начал свое обучение под руководством своего основного наставника Готса Кхенпо Оргьен Тенпела (‘go tsha mkhan po o rgyan bstan ‘phel, d.u.), а также многочисленных выдающихся учителей. Он изучал общие предметы, как грамматика и поэзия, общие учения по сутре и тантре, и предметы, характерные для учебной программы Катока. В двадцать пять лет Мюнсел перебрался в монастырь Ньешул Джонпалунг (snyo shul ljon pa lung), где он детально изучил полный цикл сокровищ Лонгчен Ньингтиг (klong chen snying thig) под руководством одного из важнейших держателей линии традиции Каток Кхенпо Нгаванг Пелзанга (kah thog mkhan po ngag dbang dpal bzang, 1879-1941), сердечного ученика Патрула Ринпоче. Со временем Нгаванг Пелзанг принял Мюнсела в качестве одного из главных учеников.
Мюнсел изучил сто объемных текстов, из которых полностью овладел двадцатью пятью. Его выступления в ходе публичных экзаменов в монастыре демонстрировали глубокую эрудицию. Он также был известен своей специализацией в традиции Дзогчен Ньингтиг (rdzogs chen snying thig). Позже Мюнсел основал дхарма-центр в Понкор Нгакгоне (dpon skor ngag dgon), где был настоятелем около двадцати лет.
В 1959 году Мюнсел подвергся нападению со стороны членов освободительной армии Китайской Народной Освободительной армии. Он был избит до полусмерти, но, говорится, остался осознанным и мирным во время нападения. Впоследствии, он провел в заключении около года, а затем был переведен в так называемую «Тюрьму лам» в Синин, столицу провинции Цинхай, где не хватало еды, одежды и мест, что приносило большие трудности его обитателям, но и эти условия не повлияли на Мюнсела, и он продолжал тайно практиковать. Он был известен тем, что делился своей едой с сокамерниками, и временами жил без пищи по несколько недель во времена, когда с едой было совсем плохо. Несмотря на длительные голодовки, состояние его здоровья улучшилось по сравнению с тем, что было до заключения, в результате, многие из его товарищей по заключению и даже многие из сотрудников тюрьмы, говорилось в отчетах, становились его учениками.
Когда условия немного улучшились, Мюнсел начал давать инструкции по Дзогчен сокамерникам, среди которых было несколько высоких лам. В тюрьме он стал коренным учителем Восьмого Гарчена, Кончок Гьялцена (mgar chen 8 dkon mchog rgyal mtshan, b.1936), важного держателя линии Дрикунг, который в настоящее время много путешествует; дал так же инструкции по Дзогчен Восьмому Адеу Ринпоче (a lde’u 8, 1931-2007), держателю линии Друкпа Кагью. Говорят, что один из китайских последователей Мюнсела в момент смерти достиг радужного тела (‘ja’ lus).
Мюнсел провел около восемнадцати лет на каторге на фабрике Дзагье (rdza gyo bzo grwa) в Синине. В его биографии говорится, что он практиковал Дзогчен на протяжении этого периода, мысленно визуализируя завод как хижину для медитации и используя инструменты в качестве ритуальных принадлежностей. С помощью этих методов он получил великие духовные достижения. Находясь в тюрьме, он составил текст о сущностных учениях Дзоген, но уничтожил его, обнаружив аналогичную запись своего учителя, Кхенпо Нгаванг Пелзанга.
Мюнсел был освобожден, проведя двадцать два года в тюрьме. Он вернулся в родной город в Голоке и возобновил свою деятельность, обучая общей и высшей тантре.
В 1984, году деревянной мыши, шестнадцатом шестидесятилетнего цикла, он основал монастырь, названный Таши Чокхор Линг (bkra shis chos ‘khor gling), в просторечии – Юмчен Танг (yum chen thang), переименованный ламой в Чокхор Пема Танг (chos ‘khor pad ma’i thang). Тенпа Даргье (bstan pa dar rgyas, d.u.), один из главных учеников Мюнсела, был назначен настоятелем, около пятидесяти мальчиков получили монашеские обеты и стали основными монахами монастыря. Курс обучения в Таши Линг Чокхор был основан на традиционной программе Катока и включал занятия по мадхьямаке и праманавартике. Особое внимание уделялось подготовке монахов в ритуалах цикла сокровищ Лонгчен Ньингтиг.
Мюнсел собирал по несколько сот лам и монахов из разных мест по всему региону, чтобы возродить такие традиционные молитвы и религиозные праздники, как праздник Гуру Ринпоче в десятый день тибетского месяца (tshes bcu). Подчеркивая важность Винаи, Мюнсел также возобновил ежегодный ритрит во время сезона дождей в своем монастыре. Постепенно количество людей, получавших монашеский постриг под его руководством увеличилось и число резидентных монахов возрастало.
Мюнсел основал еще один дхарма-центр (chos sgar) в Гомме Оселтанг (sgom med ‘od gsal thang) в регионе Ньикхок (rnyi khog) в Кхаме. Гомме Оселтанг стал его главной резиденцией, где он продолжил практиковать и учить практике чистого света (‘od gsal) в дополнение к практике Дзогчен Ньингтиг. Он оставался там до конца своей жизни. Говорилось, что тысячи учеников собирались, чтобы получить его учения.
В эти годы ему часто подносили много золота, серебра, агатов, и других драгоценных камней. Он отсылал их в первый монастырь в Тибете, Самье (bsam yas) для его восстановления и поддержки. Он пожертвовал сто тысяч китайских юаней для создания фонда поддержки монахов Самье и пожертвовал сорок тысяч юаней для деревянных печатных досок для трудов Нгаванг Пелзанга и других религиозных текстов. Они были сохранены в монастыре Ньешул Джонпалунг, где он первоначально изучал Лонгчен Ньингтиг с Нгаванг Пелзангом. Он также пожертвовал несколько килограммов дорогих кораллов монастырю Каток для создания объектов веры. Считая, что предметы роскоши были препятствием для подлинного практика Дхармы, он, в конце концов пожертвовал свои оставшиеся вещи, включая статуи, книги и другие ценности монастырю Понкор, где он пребывал до тюрьмы, оставив лишь несколько необходимых вещей. Он провел оставшуюся жизнь как простой монах.
Кроме своей строгой ежедневной практики Мюнсел до смерти продолжал обучение большого количества учеников каждой тибетской традиции. Некоторые из его выдающихся учеников — Восьмой Гарчен Кончок Гьялцен, Трага Ринпоче, Восьмой Адеу Ринпоче, Тенпа Даргье, Каток Кхенпо Пема Лодро (kah thog mkhan po pad ma blo gro, d.u.), Катокпа Джамьянг Гьялцен (kah thog pa ‘jam dbyangs rgyal mtshan, b.1929), Пельюл Дартанг (dpal yul dar thang, d.u.).
Некоторые сочинения Мюнсела Ринпоче : «Медитация и изложение Акшобьи» (mi ‘khrugs pa’i sgom zlas); «Молитва к Манджушри» (‘jam dbyangs gsol ‘debs); «Молитва о наставлении в будущих жизнях» (tshe rabs rjes ‘dzin gyi gsol ‘debs); «Молитва о наставлении в будущих жизнях, краткая передача» (‘pho ba bsdus pa); и «Коллекция сущностных наставлений» (zhal gdams phyogs sgrig).
В феврале или марте 1994 года, в день полнолуния двенадцатого месяца водяной птицы в семнадцатом году шестидесятилетнего цикла, Мюнсел скончался в своей резиденции в Гомме Оселтанг в возрасте около семидесяти семи лет. Тенпа Драгье и его помощник сохраняли в секрете его смерть несколько дней. Однако местные жители наблюдали многие чудесные знамения, которые по традиции сопровождают уход большого мастера, поэтому новость быстро распространилась. Кхенпо Пема Лодро был приглашен пробудить Мюнсела из его посмертного медитативного состояния (thugs dam). Были исполнены обряды и ритуалы для очистки тела Мюнсела, его одели в тантрические одежды, вложили в руки ваджр и колокольчик, посадили на трон для приема посетителей в течение двадцати одного дня. Монастырь Понкор организовал чтение молитв и сделал обширные подношения торма и светильников. Подробные предваряющие кремацию обряды и ритуалы были исполнены рядом лам во главе с настоятелем монастыря Ньешул (smyo shul dgon pa), Сангье Церингом (sangs rgyas tshe ring, d.u.), Геше Тулку Гьюрме Гьелценом (dge rtse sprul sku ‘gyur med rgyal mtshan, d.u), и Катокпа Джамьянг Гьелценом. Кремация была произведена в соответствии с «Огненной Пуджей Четырех Активностей» (las bzhi’i sbyin sreg).
Через семь дней после кремации в его останках были обнаружены реликвии (ring bsrel), в том числе изображения гневных божеств, вытесненных на черепе и мирных божеств на позвоночнике. Его ученики и преданные построили двухэтажную ступу, украшенную золотом и серебром и храм для его реликвий.
Источники:
‘Jam dbyangs rgyal mtshan. 1996. Rgyal ba kaH thog pa’i lo rgyus mdor bsdus. Chengdu: Si khron mi rigs dpe skrun khang, p. 152-153. W20396
Khenchen Munsel. 2011. Rdo rje ‘chang dngos mkhan chen mun sel mchog gi zab gsung gces bsdus dang nyer mkho khag cig. Kathmandou: Thrangu tashi choling. W1KG10749
Nyoshul Khenpo. 2005. A Marvelous Garland of Rare Gems: Biographies of Masters of Awareness in the Dzogchen Lineage. Junction City, California: Padma Publishing, pp. 524-526
Tshe ring ryal mtshan. 1998. Snyigs dus bstan pa’i sgron me khyab bdag rdo rje ‘chang mkhan chen chos kyi rgyal po mun sel rin po che’i rnam thar mthong ba don ldan. Chengdu: Bod rdzogs chen lhan tshogs, pp. 1-51. TBRC 21967
Самтен Чосфел
Март 2013
Перевод с английского Оксана Братанич